Галерея LES OREADES, декабрь 2010
Светлана Тарханова, искусствовед
«Пять правильных правил» Анатолия Пурлика.

Виктория Хан-Магомедова
«Пластические странствия Пурлика»
журнал российской академии художеств ACADEMIA

Выставка «Лето в Ореадах-2011».

Графические листы
Анатолия Пурлика

Графические листы

2011

Графические листы Анатолия Пурлика

"Carmine. Firenze". 2011

Графические листы Анатолия Пурлика создают удивительное ностальгическое настроение, словно переносят нас в 30-е годы прошлого века и за- влекают в путешествие по всей истории искусства модернизма. Каждый рисунок представляет собой законченное, замкнутое на себя произведение, персонажи не взаимодействуют со зрителем, они поглощены своими переживаниями, они погруже- ны в свой внутренний мир. Анатолий Пурлик тонко чувствует различие между живописью и графикой, осознавая роль линии, фактуры и тона бумаги, и даже, точнее, факта самого существования бумаги в качестве основы. Как прирожденный живописец, он нуждается в цвете, формирующим композицию про- изведения, даже черно-белые работы, выполненные соусом, насыщены оттенками густого, бархатистого черного тона, заполняющими все пространство ли- ста. Работая в графике, он много внимания уделяет значению и выразительным возможностям линии. Четкие контуры энергично очерчивают фигуры, отделяя их от фона, но не противопоставляя ему. Быстрая широкая линия придает не только дина- мизм рисунку, но и привносит дополнительные ко- лористические акценты. Яркие цветовые плоскости сочетаются экспрессивно, смело, однако их контраст создает всегда разное общее настроение произ- ведения - от романтического в рисунке "Шарона в цветах" и таинственного в "Британском торсе" до печального в "Крестьянке из Понт-Авена". Задум- чивость является объединяющей чертой почти всех персонажей, большинство девушек мечтательны как "Августина с гитарой", мысли мужских фигур не столь определенны, их неоднозначность выражена художником через контрастное сочетание цветовых пятен, как в рисунках "Арбатский пацан" и "Кавалер Рубенса". Трагическое настроение доминирует лишь в отдельных произведениях. В рисунке "Смотри- тель и его тело" жесткий характер штриха (линии) соответствует суровым мыслям героя, его личность находит свое графическое воплощение в тонально- колористическом решении произведения. Анатолия Пурлика интересует человек, его сущность, его мыс- ли, его мечты. Даже пейзаж "Ступени к воде. Па- риж" воспринимается как проникновенный портрет уголка Парижа, портрет Нотр-Дама, у которого есть свой характер и свои тайны. Умение художника тихо и ненавязчиво выделить и подчеркнуть главное в личности портретируемого дополняется названиями рисунков, словно намекающих зрителю об истоках формирования характера и направляющих размыш- ления об увиденном и пережитом.

Татьяна КРАСИЛЬНИКОВА, кандидат искусствоведения, Москва